Опыт работы

















                            Развивающая предметно-пространственная среда
как условие развития логико-математических представлений
 детей дошкольного возраста


Логика (с греч. logos – слово, разум, рассуждение) – наука о правильных рассуждениях.
Развитие логико-математических представлений ребенка зависит от организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, стимулирующей его практическую, игровую и познавательную деятельность.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепление их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [1].
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательную деятельность детей группы.
Одним из направлений образовательной области «Познавательное развитие» является развитие элементарных математических представлений, целью которого является интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Следовательно, для детей старшего дошкольного возраста, важно грамотно подобрать и предлагать логико-математические игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.
С этой целью в группе оформлен познавательный уголок, в который включены игровые материалы, способствующие логическому и математическому развитию детей. В познавательном уголке имеются логические блоки Дьенеша. Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Данное пособие, способствует развитию у детей дошкольного возраста умения выявлять разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти одно, два или три свойства.
Дети с удовольствием играют с палочками Кюизенера. Данный дидактический материал способствует формированию у детей комплекса необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным. Палочки обеспечивают возможность детям получать новые знания в результате исследований.
В познавательном уголке находятся настольно-печатные игры, направленные на развитие логических действий: «Так бывает?», «Найди ошибки», «Найди отличия», «Найди лишнее», «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого».
Большой интерес вызывают у детей счетные палочки, с помощью которых дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки по заданному образцу, или по собственному замыслу.  
 С целью развития у детей умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку оформлена картотека логических заданий, упражнений и задач. Эти задания представлены наглядно в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Решая их, в ходе поисков ответа дети могут подбирать недостающую фигуру, продолжать ряд фигур, знаков, искать отличия одной группы от другой.
Особое место среди логико-математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, овала, круга или прямоугольника.
В уголке представлены разные варианты игр на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений («Танграм», «Колумбово яйцо» и др.). Дети включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта, их увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.
Совместно с родителями изготовлены лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу, разгадать геометрическую сеть ходов.
В развивающей среде группы имеется дидактическое пособие «Числовые домики», с помощью которого дети осваивают и закрепляют состав числа, пространственную ориентировку.  
         Совместно с родителями сшит из фетра «Математический сундучок» - дидактическое многофункциональное пособие, с помощью которого решаются задачи из разных образовательных областей. Сундучок состоит из восьми сторон, которые крепятся между собой с помощью липучек. Внутри сундучка находится игровой материал на развитие логико-математических представлений детей. Тематика таких страничек может быть разнообразна. Отдельные стороны позволяют играть нескольким детям одновременно, не мешая друг другу. Данное пособие легко трансформируется в папку-передвижку, его легко хранить, собрав в книгу.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда является необходимым условием развития у детей познавательной активности, математических представлений, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Материалы опыта можно посмотреть здесь 


ПРОГРАММА КРУЖКА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ средней группы «Семицветики» МАДОУ «ДС № 3 г. Челябинска»


Комментариев нет:

Отправить комментарий