Развивающая предметно-пространственная среда
как условие развития логико-математических
представлений
детей
дошкольного возраста
Логика (с греч. logos –
слово, разум, рассуждение) – наука о правильных рассуждениях.
Развитие
логико-математических представлений ребенка зависит от организации развивающей
предметно-пространственной среды в группе, стимулирующей его практическую,
игровую и познавательную деятельность.
«Развивающая
предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная
специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.),
материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепление их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»
[1].
В дошкольной педагогике
под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально
организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми
материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательную
деятельность детей группы.
Одним из направлений
образовательной области «Познавательное развитие» является развитие
элементарных математических представлений, целью которого является
интеллектуальное развитие дошкольников, формирование приемов умственной
деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения
количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Следовательно, для
детей старшего дошкольного возраста, важно грамотно подобрать и
предлагать логико-математические игры, в которых
смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие
выполнение логических операций и действий.
С этой целью в группе оформлен познавательный
уголок, в который включены игровые материалы, способствующие логическому
и математическому развитию детей. В познавательном уголке имеются логические
блоки Дьенеша. Использование логических блоков в играх с дошкольниками
позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.
Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников
простейших логических структур мышления и математических представлений. Данное
пособие, способствует развитию у детей дошкольного возраста умения выявлять
разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти одно,
два или три свойства.
Дети с удовольствием играют с палочками Кюизенера. Данный дидактический
материал способствует формированию у детей комплекса необходимых
интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным. Палочки обеспечивают
возможность детям получать новые знания в результате исследований.
В познавательном уголке находятся настольно-печатные игры, направленные
на развитие логических действий: «Так бывает?»,
«Найди ошибки», «Найди отличия», «Найди лишнее», «Логический поезд»,
«Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого».
Большой интерес вызывают у детей счетные палочки, с помощью
которых дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая палочки по
заданному образцу, или по собственному замыслу.
С целью развития у
детей умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать,
сравнивать, обобщать по признаку оформлена картотека логических заданий,
упражнений и задач. Эти задания представлены наглядно в виде чертежа, рисунка,
иллюстрированы предметами. Решая их, в ходе поисков ответа дети могут подбирать
недостающую фигуру, продолжать ряд фигур, знаков, искать отличия одной группы
от другой.
Особое место среди логико-математических игр занимают игры на
составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических
фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры:
квадрата, овала, круга или прямоугольника.
В уголке представлены разные варианты игр на воссоздание из
геометрических фигур образных и сюжетных изображений («Танграм», «Колумбово
яйцо» и др.). Дети включаются в активную практическую деятельность по подбору
способа расположения фигур с целью создания силуэта, их увлекает результат –
составить увиденное на образце или задуманное.
Совместно с родителями изготовлены лабиринты, для
разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу, разгадать
геометрическую сеть ходов.
В развивающей среде группы имеется дидактическое пособие «Числовые
домики», с помощью которого дети осваивают и закрепляют состав числа,
пространственную ориентировку.
Совместно
с родителями сшит из фетра «Математический сундучок» - дидактическое
многофункциональное пособие, с помощью которого решаются задачи из разных
образовательных областей. Сундучок состоит из восьми сторон, которые крепятся
между собой с помощью липучек. Внутри сундучка находится игровой материал на
развитие логико-математических представлений детей. Тематика таких страничек может быть разнообразна. Отдельные стороны
позволяют играть нескольким
детям одновременно, не мешая друг другу. Данное пособие легко трансформируется
в папку-передвижку, его легко хранить, собрав в книгу.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда является необходимым условием развития у детей познавательной
активности, математических представлений, логического мышления, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий